VOLVO 850 И МОДУЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
 
В 50-е ГОДЫ ПРОИЗВОДИТЬ АВТОМОБИЛИ было легче! Если не учитывать спе­циализированное производство шестицилиндровых модификаций для такси, то в этом десятилетии Volvo могла ограничиться производством четырехцилин­дровых двигателей. Модельный ряд Volvo был ограничен: он включал модель PV444/544 и Amazon, а ожидания покупателей и законодательные требования были очень похожи во всем мире. После 50-х практически во всех отраслях отме­чается развитие и совершенствование технологий. Требования и ожидания поку­пателей растут, растут продажи и объемы производства. В этой ситуации есть все основания предложить различные типы двигателей с различными характеристи­ками. Со временем выбор двигателей стал настолько обширным, что, казалось, он выходит из-под контроля. Такая ситуация была невыгодна как для производите­лей, так и для покупателей автомобилей.
В 80-х компания осознает, что необходимо создавать более однотипные двигате­ли. В Volvo разрабатывается семейство так называемых модульных двигателей, кото­рые получили название «Серии N». Дерек Краб, руководитель подразделения по раз­работке двигателей Volvo Cars, считает, что это был ловкий ход со стороны Volvo.
«В компании осознали, что в недалеком будущем необходимо будет произво­дить около 500 000 двигателей в год», — говорит Дерек Краб.
«Удовлетворить ожидания большинства клиентов можно было лишь в том случае, если компания смогла бы предложить выбор четырех-, пяти- и шестици­линдровых двигателей. Нужен был атмосферный двигатель, а также двигатель с турбиной малого и высокого давления — это значит, необходимо было про­изводить девять базовых версий двигателей. Это было правильное решение: мы смогли разработать модульный двигатель, на базе которого можно было создать дизельный двигатель с четырьмя, пятью и шестью цилиндрами», — вспоминает Дерек Краб.
Руководствуясь такой концепцией, компания приступила к планированию завода, производственные мощности которого позволили бы гибко изменять производственные процессы и производить либо бензиновые, либо дизельные двигатели в соответствии с рыночным спросом.
«Модульный двигатель и завод по производству модульных двигателей — ве­ликолепная идея!» — продолжает Краб.
Вскоре идеи были претворены в реальность, и Volvo Cars запустила произ­водство современных двигателей — в Скевде был построен новый завод по про­изводству двигателей.
Одна из базовых долгосрочных концепций, принятая в Volvo Cars, заключа­лась в том, что автомобили Volvo будут базироваться на переднеприводной плат­форме. Такая конфигурация позволяет обеспечить большие зоны деформации. Кроме этого, на переднеприводной платформе можно предусмотреть семимест­ный салон. Однако такая концепция не позволяла устанавливать двигатель про­дольно в моторном отделении.
Устанавливать четырех- и пятицилиндровые двигатели по­перечно довольно просто, но в компании осознавали, что уста­навливать таким образом рядный шестицилиндровый двига­тель будет сложно. Поэтому в отделе по разработке двигателей Volvo Cars инженеры стали создавать двигатели, руководствуясь сверхкомпактными размерами.
«Мы разработали особые методы и технологии. В течение нескольких лет мы создавали компактные рядные шестицилин­дровые двигатели, которые устанавливались поперечно с обыч­ной автоматической КПП, — рассказывает Краб. — В действи­тельности современный шестицилиндровый двигатель по длине не отличается от прежних версий пятицилиндровых двигателей».
Volvo Cars продолжает работы по созданию сверхкомпактных двигателей. От­части это позволяет компании реализовать современный скандинавский дизайн, предлагая просторный и насыщенный светом салон автомобиля. Использование компактных поперечно устанавливаемых двигателей соответствует главной кон­цепции в обеспечении безопасности Volvo Cars. Безопасность и просторный са­лон — это два наиболее важных принципа, которыми руководствуются в Volvo Cars в процессе создания новых моделей.
Volvo 850 был представлен летом 1991 года и сразу же завоевал симпатии журналистов автомобильной отрасли. Это был результат одного из самых крупных промышленных проектов, реализованных в Швеции. Volvo 850 не был первым пе­реднеприводным автомобилем Volvo, но во многих отношениях это был уникаль­ный автомобиль. Наследие моделей Volvo 850 GLE и GLT актуально и по сей день.
С самого начала скоростная модель Volvo 850 GLT с двигателем мощностью 170 л. с. привлекла к себе внимание, и на то были весомые причины. Модель Volvo 850 GLE 140 л. с, предлагавшая комфортную езду, также не осталась без внимания.
В действительности новый модульный двигатель дебютировал за год до выхо­да модели 850 — это был рядный шестицилиндровый B6304F, которым комплекто­вался Volvo 960, вышедший на рынок в августе 1990 г. Подобно модели Volvo 760, дебютировавшей в 1982 году, модель Volvo 960 продержалась более десятилетия.
Наибольшего внимания заслуживала конфигурация установки двигателя в но­вом Volvo 850 — двигатель был закреплен поперечно. Volvo 850 GLT комплектовал­ся рядным пятицилиндровым двигателем объемом 2.5 литра. Это был удивительно компактный двигатель, и с ним сочеталась столь же компактная КПП. Небольшие размеры двигателя (всего 948 мм) позволили инженерам Volvo установить его по­перечно — ни один другой производитель автомобилей не предлагал до сих пор поперечно устанавливаемый пятицилиндровый двигатель с приводом на передние колеса.
Рядный пятицилиндровый двигатель вовсе не был компромиссным решением: он требовал немного места в моторном отделении, отличался малым весом, эконо­мичностью четырехцилиндрового двигателя и предлагал комфортную езду, плав­ность и мощность, достойные шестицилиндрового двигателя.
Другими словами, этот двигатель предлагал лучшее, что можно было ожидать от четырех- и шестицилиндровых двигателей.
В конструкции двигателя были реализованы два верхних распределительных вала, четыре клапана на цилиндр (два в модификации GLE) и высокая степень сжатия (10.5:1). Техническая продуманность двигателя и трансмиссии позволили свести к минимуму нежелательные вибрации. Штампованный блок цилиндров вы­полнен из алюминия. Большое внимание было уделено снижению шумов в конс­трукции самого блока цилиндров — для этих целей с внешней стороны были пре­дусмотрены ребра жесткости.
В 80-х годах в Volvo Cars были выработаны приоритеты, которые учитывались при разработке двигателей и которые соблюдаются по сегодняшний день:
• Уровень выброса отработавших газов
• Топливная экономичность
• «Удовольствие от вождения»
• Характеристики мощности
Безусловно, между этими параметрами существует взаимозависимость, поэ­тому крайне сложно изменить один из параметров, не затронув другие. Разработ­чики модели 850 были сосредоточены на «удовольствии от вождения» и характе­ристиках мощности, однако они не могли не учитывать другие параметры, напри­мер, расход топлива.
Поэтому была создана система газо­распределения с изменяющимися фаза­ми на впуске, что позволило одновремен­но обеспечить высокий крутящий момент на низких оборотах и высокую мощность на высоких оборотах. При этом во всех режимах двигатель демонстрировал оп­тимально низкие характеристики расхода топлива.
В конфигурации двигателя была ре­ализована технология V-VIS (система изменяемых фаз на впуске). Впускной коллектор расположился в передней части двигателя, а выпускной коллектор разместился с другой стороны между двигателем и перего­родкой, отделявшей его от салона.
Таким образом, каталитический нейтрали­затор мог быть установлен как можно ближе к двигателю, и это позволяло ему быстрее вклю­чаться в работу после пуска двигателя. В ре­зультате был снижен выброс вредных веществ в выхлопных газах.
Расстояние между осями цилиндров в дви­гателе Volvo 850 составило всего лишь 91 мм, благодаря этому обеспечивались компактные размеры двигателя. Более того, в этом двигате­ле необходимо было предусмотреть более длин­ный ход поршня по сравнению с предыдущими моделями двигателей Volvo.
Диаметр цилиндра составил 83 мм, а ход


поршня — 90 мм. Шатуны и коленчатый вал
были выполнены из ванадиевой стали. Колен­чатый вал устанавливался в шести коренных подшипниках с десятью противове­сами.
В двигателе использовались две электронные системы управления: одна для системы впрыска топлива и другая — для системы зажигания. Обе системы были разработаны на базе подобных систем, применявшихся в четырехцилиндро­вых двигателях Volvo. Практически все компоненты электронных систем и все реле были компактно размещены в одном месте в моторном отсеке.
Volvo 850 GLT был автомобилем «для водителя» — удобное управление, большие скорости и уверенная посадка на дороге. Volvo 850 GLT развивал 100 км/ч за 9.2 секунды, а максимальная скорость была в пределах 212 км/ч.
В августе 1993 г. на рынок вышла модификация Volvo 850 Turbo. Это был са­мый мощный двигатель, разработанный в Volvo, — 225 л. с. В мае 1995 г. за тур-боверсией последовала дизельная версия Volvo 850 TDI. Подобно другим верси­ям модели 850 этот автомобиль комплектовался пятицилиндровым двигателем, разработанным инженерами Volvo в сотрудничестве с компанией Volkswagen. Дизельный двигатель производился на предприятиях Volkswagen. Мощный и экономичный 2.5-литровый двигатель выдавал 140 л. с.
Осенью 1995-го Volvo представила еще одну новинку, отличавшуюся невидан­ными параметрами мощности: модель850 Re 2.5-литровым двигателем (250л. с). Максимальная скорость этой модели достигала 250 км/ч. Несмотря на такие вы­сокие характеристики мощности, двигатель располагался поперечно с приводом на передние колеса — и никаких проблем!
Летом 2001 г. Volvo выводит первый автомобиль с дизельным двигателем, ко­торый был от начала идо конца разработан в стенах Volvo. Название D5 свидетель­ствовало о том, что это был дизельный пятицилиндровый двигатель. Подобно дру­гим модульным двигателям блок цилиндров и головка блока цилиндров D5 были выполнены из алюминиевого сплава. Конструкция двигателя включала четыре клапана на цилиндр, два верхних распредвала, систему впрыска топлива common rail и турбину типа VNT (турбина изменяемой геометрии). Максимальная мощность этого двигателя составляла 163 л. с. при 4 000 об/мин, а максимальный крутящий момент — 340 Нм в диапазоне от 1 750 до 3 000 об/мин.
При диаметре цилиндров 81 мм и ходе поршня 93.2 мм рабочий объем двига­теля составил 2 401 кубический сантиметр.
Представляя двигатель D5 журналистам, Дерек Краб отметил пять ключевых требований, которыми руководствовались инженеры компании, создавая новый двигатель: высокий крутящий момент, низкий уровень шумов, низкий уровень выброса отработавших газов, малый вес и топливная экономичность. Дерек Краб подробно рассказал, как создателям удалось выполнить все поставленные требо­вания. Он привел один пример: применение нового поколения технологии впры­ска топлива common rail (с использованием более мощного топливного насоса и инжекторов) позволило увеличить давление впрыска топлива.
Результат — больше мощности, более чистый выхлоп и низкий расход топ­лива.
Более всего разработчики двигателя стремились снизить расход топлива и уровень шумов. Результат действительно оказался впечатляющим. Вскоре жур­нал Teknikens VarLd писал о новом двигателе: «...этот двигатель поистине работает очень тихо. Двигатель отличается равномерной работой и «цивилизованными» манерами. Он наделен отличной тягой с самых малых оборотов. Мощность нарас­тает до 4 000 об/мин, и затем как и все дизельные двигатели он быстро перестает увеличивать тягу».
Новый двигатель устанавливался на моделях Volvo S80 и S60, а через не­сколько месяцев новый дизельный двигатель получила модель V70. Изначально двигатель комплектовался механической пятискоростной КПП, но когда D5 стали устанавливать на V70, к механической КПП добавилась пятискоростная автомати­ческая трансмиссия.
По характеристикам мощности этот двигатель не отличался от передовых бензиновых двигателей: первая модель Volvo S80 с D5 набирала 100 км/ч с места за 9.8 секунды, при этом максимальная скорость была 210 км/ч.


Новое на сайте
Полезные советы
  • Не ездите с открытой крышкой багажника. Ядовитые выхлопные газы могут втягиваться внутрь автомобиля через багажное отделение.
последние новости