ПЕРВЫЙ ТУРБИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ VOLVO - В21ЕТ
 
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ПОЗВОЛЯЕТ увеличить мощ­ность. Впоследствии мы узнаем, что все больше в конфигурации бензиновых и дизельных двигателей будут использоваться турбонагнетатели.
Турбоэффект может быть увеличен за счет промежуточного охлаждения — воздух, нагнетаемый компрессором в двигатель, проходит стадию охлаждения. Такой метод позволяет заметно увеличить мощность двигателя, не увеличивая подачу топлива. Например, сегодня в Volvo разрабатывают турбированный ди­зельный двигатель D24 с промежуточным охладителем — такой двигатель будет выдавать 177 л. с. при 5 000 об/мин. Это нормальный шестицилиндровый ди­зельный двигатель Volvo, но благодаря технологии промежуточного охлаждения и турбонагнетателя мощность двигателя увеличивается почти вдвое. Мощность обычной версии такого двигателя составляет только 85 л. с. (DIN)».
Это выдержка из пресс-релиза Volvo, изданного в феврале 1980 года. Всего лишь через полгода, в середине августа 1980 г., автомобильная пресса в полном восхищении писала свои отзывы. Volvo выводила на рынок долгожданную модель Volvo 240 Turbo с мощным двигателем.
В то время турботехнология только начинала развиваться, поэтому не­удивительно, что разработки шли довольно медленно. Впереди ожидались высокие скорости! Разгон с места до 100 км/ч за 9 секунд — это было очень неплохо. Volvo 244GLT с двигателем мощностью 140 л. с. уже был способен де­монстрировать подобные ускорения. Новый Volvo с турбодвигателем обладал более высокой максимальной скоростью (190 км/ч) по сравнению с моделью GLT (185 км/ч). На нем стоял старый проверенный двигатель В21Е. Получив турбонагнетатель, двигатель изменил название — В21ЕТ. Диаметр цилиндров составлял 92 мм, а ход поршня — 80 мм. Рабочий объем двигателя составил 2 127 кубических сантиметров, а максимальная мощность в 155 л. с. (DIN) достигалась при 5 500 об/мин (127 л. с. для автомобилей, поставлявшихся на рынок США). Двигатель развивал максимальный крутящий момент в 240 Нм при 3 750 об/мин.
Компрессор поставляла американская фирма Garrett AiResearch. Это был компрессор типа ТВ03 — компактный компрессор, работавший на высоких обо­ротах. Он отличался быстрым откликом на перемещение дросселя. Регулятор давления наддува управлял скоростью вращения и давлением нагнетателя. Регу­лятор давления наддува также контролировал отвод части газов, если давление становилось слишком высоким. Регулятор был встроен в компрессор, а степень его открытия зависела от давления в линии нагнетания воздуха.
Как и в других моделях Volvo этого времени, двигатель был оборудован сис­темой впрыска топлива фирмы Bosch — это была система постоянного впрыска. Головка блока цилиндров была выполнена из алюминиевого сплава, но сам блок цилиндров по-прежнему отливался из чугуна.
Volvo 240 Turbo был автомобилем с достаточно выраженным спортивным имиджем, поэтому он поставлялся только с механической КПП (четырехступен­чатая КПП с повышающей передачей). Если кого-либо интересовал автомобиль с автоматической трансмиссией, то выбор ограничивался серий 240.
Чтобы сделать автомобиль более скоростным, достаточно добавить турбонад-дув. В целом это правильно, но реальные выгоды турбонагнетателя выражаются в улучшении процесса сгорания топливной смеси. В результате снижается расход топлива, выхлоп становится чище и снижается уровень шумов.
В Соединенных Штатах журнал Саг and Driver положительно отзывался об этом автомобиле. «В этом году в качестве более совершенной модели была представ­лена серия GLT Turbo. Это самый лучший автомобиль в истории Volvo, — писал Рик Сеппос. — В действительности, находясь за рулем GLT Turbo, думаешь о том, что это более утонченный автомобиль. Все работает ровно и гармонично, чего не хватает во многих автомобилях».
«Если я еду на скорости 100 км/ч на четвертой передаче и вдруг утапливаю педаль акселератора, проходит пара секунд и я слышу свист турбины. Автомо­биль просто взлетает», — писал Бьерн Сундфельдт, сотрудник шведского журнала Teknikens Varld.
В21ЕТ был первым двигателем с турбонаддувом для легковых автомобилей Volvo. За ним последовало несколько поколений и типов турбированных двига­телей — все эти системы разрабатывались и шли в производство значительно быстрее.
Следует отметить, что первые автомобили Volvo с турбонагнетателями отлича­лись еще одним уникальным элементом: обивка салонов в этих автомобилях была из серебристого плюша.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Помните, что вентилятор радиатора может запускаться автоматически через некоторое время после выключения двигателя.