ПЕРВЫЙ ТУРБИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ VOLVO - В21ЕТ
 
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ ПОЗВОЛЯЕТ увеличить мощ­ность. Впоследствии мы узнаем, что все больше в конфигурации бензиновых и дизельных двигателей будут использоваться турбонагнетатели.
Турбоэффект может быть увеличен за счет промежуточного охлаждения — воздух, нагнетаемый компрессором в двигатель, проходит стадию охлаждения. Такой метод позволяет заметно увеличить мощность двигателя, не увеличивая подачу топлива. Например, сегодня в Volvo разрабатывают турбированный ди­зельный двигатель D24 с промежуточным охладителем — такой двигатель будет выдавать 177 л. с. при 5 000 об/мин. Это нормальный шестицилиндровый ди­зельный двигатель Volvo, но благодаря технологии промежуточного охлаждения и турбонагнетателя мощность двигателя увеличивается почти вдвое. Мощность обычной версии такого двигателя составляет только 85 л. с. (DIN)».
Это выдержка из пресс-релиза Volvo, изданного в феврале 1980 года. Всего лишь через полгода, в середине августа 1980 г., автомобильная пресса в полном восхищении писала свои отзывы. Volvo выводила на рынок долгожданную модель Volvo 240 Turbo с мощным двигателем.
В то время турботехнология только начинала развиваться, поэтому не­удивительно, что разработки шли довольно медленно. Впереди ожидались высокие скорости! Разгон с места до 100 км/ч за 9 секунд — это было очень неплохо. Volvo 244GLT с двигателем мощностью 140 л. с. уже был способен де­монстрировать подобные ускорения. Новый Volvo с турбодвигателем обладал более высокой максимальной скоростью (190 км/ч) по сравнению с моделью GLT (185 км/ч). На нем стоял старый проверенный двигатель В21Е. Получив турбонагнетатель, двигатель изменил название — В21ЕТ. Диаметр цилиндров составлял 92 мм, а ход поршня — 80 мм. Рабочий объем двигателя составил 2 127 кубических сантиметров, а максимальная мощность в 155 л. с. (DIN) достигалась при 5 500 об/мин (127 л. с. для автомобилей, поставлявшихся на рынок США). Двигатель развивал максимальный крутящий момент в 240 Нм при 3 750 об/мин.
Компрессор поставляла американская фирма Garrett AiResearch. Это был компрессор типа ТВ03 — компактный компрессор, работавший на высоких обо­ротах. Он отличался быстрым откликом на перемещение дросселя. Регулятор давления наддува управлял скоростью вращения и давлением нагнетателя. Регу­лятор давления наддува также контролировал отвод части газов, если давление становилось слишком высоким. Регулятор был встроен в компрессор, а степень его открытия зависела от давления в линии нагнетания воздуха.
Как и в других моделях Volvo этого времени, двигатель был оборудован сис­темой впрыска топлива фирмы Bosch — это была система постоянного впрыска. Головка блока цилиндров была выполнена из алюминиевого сплава, но сам блок цилиндров по-прежнему отливался из чугуна.
Volvo 240 Turbo был автомобилем с достаточно выраженным спортивным имиджем, поэтому он поставлялся только с механической КПП (четырехступен­чатая КПП с повышающей передачей). Если кого-либо интересовал автомобиль с автоматической трансмиссией, то выбор ограничивался серий 240.
Чтобы сделать автомобиль более скоростным, достаточно добавить турбонад-дув. В целом это правильно, но реальные выгоды турбонагнетателя выражаются в улучшении процесса сгорания топливной смеси. В результате снижается расход топлива, выхлоп становится чище и снижается уровень шумов.
В Соединенных Штатах журнал Саг and Driver положительно отзывался об этом автомобиле. «В этом году в качестве более совершенной модели была представ­лена серия GLT Turbo. Это самый лучший автомобиль в истории Volvo, — писал Рик Сеппос. — В действительности, находясь за рулем GLT Turbo, думаешь о том, что это более утонченный автомобиль. Все работает ровно и гармонично, чего не хватает во многих автомобилях».
«Если я еду на скорости 100 км/ч на четвертой передаче и вдруг утапливаю педаль акселератора, проходит пара секунд и я слышу свист турбины. Автомо­биль просто взлетает», — писал Бьерн Сундфельдт, сотрудник шведского журнала Teknikens Varld.
В21ЕТ был первым двигателем с турбонаддувом для легковых автомобилей Volvo. За ним последовало несколько поколений и типов турбированных двига­телей — все эти системы разрабатывались и шли в производство значительно быстрее.
Следует отметить, что первые автомобили Volvo с турбонагнетателями отлича­лись еще одним уникальным элементом: обивка салонов в этих автомобилях была из серебристого плюша.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Запрещено сажать детей в детское кресло или опорную подушку на переднем сидении, если надувная подушка безопасности (SRS) активирована. Никогда не разрешайте ребенку стоять или сидеть перед пассажирским сиденьем. На переднем сиденье запрещено сидеть пассажирам ростом менее 140 см, если подушка безопасности (SRS) активирована. Нарушение вышеперечисленных правил может быть опасно для жизни ребенка.