ОТ КОМПАНИИ PENTA К ДВИГАТЕЛЯМ VOLVO
 
СТО ЛЕТ И 15 МИЛЛИОНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ — это, безусловно, большое достиже­ние для любого предприятия. В действительности началось это немногим более ста лет назад: тогда это предприятие производило подставки для зонтов, вафель­ницы, кухонные плиты и другие принадлежности для дома. Предприятием руко­водил Джон Г. Гренваль, инженер и производитель из шведского города Скев-де, организовавший предприятие в 1868 году. Сам Гренваль родился недалеко от Скевде.
В 1875 году он зарегистрировал свое предприятие (Skofde Gjuteri och Mekaniska Verkstad) как общество с ограниченной ответственностью. В то время в основном производили молотилки, станки по обработке камня и деревообраба­тывающие станки. В начале двадцатого века компания построила новый литейный
цех для производства турбин и паровых двигателей. Уже в это время компания пользовалась уважением благодаря высокому качеству своей продукции.
Тем временем в Стокгольме другая компа­ния — Ingenjorsfirman Fritz Egnell — начала импортировать в Швецию судовые двигатели немецкой фирмы Korting. Однако качество этих двигателей не соответствовало ожиданиям, и тогда в компании Egnell решили разработать собственный двигатель. Руководство компании назначило инженера Эдварда Хубендика воз­главить работы по созданию двигателя. Позже Хубендик занял должность профессора в Тех­ническом Университете Стокгольма и специали­зировался на двигателях внутреннего сгорания. Первым его двигателем оказался вертикальный одноцилиндровый двигатель, ко­торый выдавал 3 лошадиные силы при 800 об/мин. Однако компании необходима была марка для своей продукции. В один из весенних дней 1907 года пять руково­дителей компании собрались, чтобы обдумать эту проблему. Они выбрали назва­ние для компании — Penta, что в переводе с греческого означало «пять».
Это было хорошее название для коммерции: оно было коротким и легко про­износимым, например, как название компании Kodak.
За первым двигателем, который создал Хубендик, последовали другие. Это были двигатели с различной конфигурацией цилиндров. Продажи пошли в гору, и было решено разделить производство на две части: двигатели производились в Скев­де, а продажи осуществлялись компанией Egnell в Стокгольме. В 1916 г. компания Ingenjorsfirman Fritz Egnell приобрела контрольный пакет акций Skofde Mekaniska Verkstad. Затем в 1917-м было решено ограничиться производством одних только двигателей. Производство всех других видов продукции было прекращено.
К несчастью, принятие этого решения совпало с глобальным экономическим спадом, поэтому для поставщика судовых двигателей в Скевде наступили тяжелые времена. В те годы уровень производства на предприятии упал до 15 процентов. Компания возобновила производство продукции, от которой прежде отказа­лись, — это турбины и фрезерные станки. Однако в действительности компанию спас судовой двигатель U2. Это был двухцилиндровый двухтактный двигатель. На­чиная с 1922 года этот двигатель занял доминирующие позиции на рынке, и благо­даря этому двигателю компания Penta смогла заработать достойную репутацию.
К середине 20-х завод Pentaverken специализировался на литье металла, производстве компонентов и сборке двигателей внутреннего сгорания. Основатели Volvo Габриэльсон и Ларсон хорошо знали продукцию Pentaverken, однако при выборе двигателя для первого автомобиля Volvo они сначала обратились к другому производителю. Но в компа­нии Albin Motor в городе Кристинехамн не заинтересовались их пред­ложением, и тогда заказ на поставку первого двигателя был размещен на предприятии в Скевде.
На заводе Pentaverken в Скевде разработали десять прототипов двигателей для Volvo. После определенных доработок двигатель был одобрен Габриэльсоном и Ларсоном. 13 августа 1926 года правление завода Pentaverken приняло историческое решение и подписало кон­тракт на поставку двигателей для новой автомобильной марки Volvo.
Первый серийный автомобиль Volvo, модель 0V4 с открытым верхом, был произведен 14 апреля 1927 года на заводе в пригороде Гетеборга Лундби. За ним последовали другие автомобили и модели, и вскоре компания Penta выступала уже как поставщик судовых дви­гателей и двигателей для автотранспорта. Это было начало новой гла­вы в истории производителя двигателей.
В 1928 году Volvo создает свой первый грузовой автомобиль. На нем устанавливался такой же двигатель серии DA, которым комп­лектовали легковые автомобили. В течение ряда лет на заводе Volvo производили больше грузовых, нежели легковых автомобилей, а ком­пания Penta продолжала поставлять двигатели для Volvo. Благодаря успеху Volvo обе компании стали тесно взаимосвязаны. В 1931 году Volvo купила контрольный пакет акций Pentaverken. Этот шаг позволил быстро усовершенство­вать производственные процессы в Скевде, что было необходимо для растущего производства, требующего расширения.
В 1935 году АВ Volvo получает полный контроль над заводом в Скевде. Но­вая компания под названием АВ Pentaverken регистрируется в Гетеборге (теперь это Volvo Penta). На новую компанию возлагается ответственность за разработку и продвижение на рынке судовых и коммерческих двигателей, которые произво­дятся на заводе в Скевде.
По мере расширения производства Volvo для автомобилей требовалось все больше и больше двигателей, поэтому уже в конце 30-х годов кроме не­скольких тысяч судовых и коммерческих двигателей завод в Скевде произво­дил почти 8 000 автомобильных двигателей в год.
1944 г. оказался наиболее важным для завода в Скевде. На этот год пришлось две презентации: новый дизельный двигатель VDA и двигатель В4 для модели PV444. Двигатель с верхним расположением клапанов для небольшого после­военного автомобиля Volvo был первым двигателем, производимым в больших объемах на предприятии Pentaverken. Дизельный двигатель также оказался ус­пешным — благодаря этому двигателю предприятие завоевало позиции ведущего в мире на сегодняшний день разработчика и поставщика дизельных двигателей.
В 1954 году был создан первый в мире двигатель с турбонагнетателем для гру­зовых автомобилей — этот двигатель был разработан в Гетеборге,а производство было налажено на заводе в Скевде.
Производство двигателя Volvo В18(сколенвалом и пятью коренными подшип­никами) было начато на новых производственных мощностях в Скевде в 1961-м. Новая линия сборки двигателей позволяла производить 125 000 двигателей в год. В тот же год компания поменяла название на Volvo Skovdeverken. Это необходимо было с целью избежать путаницы между прежним названием и названием компа­нии Penta в Гетеборге.
В 1968 г. компания отмечала 100-летний юбилей с даты учреждения пер­вого предприятия Джоном Г. Гренвалом. В этом же году был открыт новый завод для сборки шестицилиндрового двигателя ВЗО для Volvo 164. В 1968 г. началось производство двигателя В20, который устанавливался на модели Amazon и Volvo 140.
Мощность сталелитейного комплекса была почти удвоена в 1971 г. На про­изводстве постоянно внедрялись новые технологии и системы автоматизации.
Новая линия для сборки бензиновых двигателей была налажена в 1974 г. Этот конвейер производил 250 000 двигателей в год. В конце 70-х были увеличены мощности по сборке дизельных двигателей — Volvo производила около 60 000 дизельных двигателей в год.
Это были годы значительного расширения, поэтому производственная де­ятельность Volvo не могла ограничиваться предприятиями в Скевде. В 1957 году небольшой завод был основан в городе Флоби недалеко от Фалькепинга — здесь производились компоненты систем безопасности для автомобилей Volvo. Сегодня на заводе Флоби производят тормозные диски и барабаны, ступицы и элементы трансмиссии.
В 1979 году была учреждена новая компания Volvo Components. Она пред­ставляла собой результат слияния компаний Skovdeverken и Bergslagsverken (за­вод по изготовлению трансмиссий в Кепинге). Структурно производство было разделено на подразделения: производство двигателей, трансмиссий и элемен­тов кузова. Подразделение, занятое производством кузовных деталей, располага­ло своим литейным цехом и сборочным заводом в городе Арвика.
С 70-х годов бизнес компании подвергался реорганизации, и в производс­твенные подразделения вкладывались значительные средства. Сегодня подраз­деления компании называются Volvo Cars Engine и АВ Volvo Powertrain. Это про­изводственные предприятия мирового уровня. В сферу деятельности этих пред­приятий входит отливка изделий из металла и обработка, производство блоков двигателей и головок цилиндров, тормозных дисков, коленчатых и распредели­тельных валов.
Уже восемьдесят лет высококвалифицированный персонал заводов в Скев­де производит двигатели для автомобилей Volvo. Сегодня на предприятиях Volvo производят бензиновые и дизельные пятицилиндровые двигатели, а также че­тырехцилиндровые дизельные двигатели. Всего же в год производится около 500 000 двигателей.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Запрещается использовать метанол. На табличке внутри крышки топливного бака указано альтернативное топливо. Использование компонентов, не предназначенных для двигателей, работающих на биоэтаноле, может привести к пожару, травмам и повреждению двигателя.