ДВИГАТЕЛЬ, СТАВШИЙ КЛАССИКОЙ: В18
 
ПЕРВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ VOLVO С ВЕРХНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ КЛАПАНОВ оказал­ся очень надежным. Этот двигатель позволил заметно увеличить мощность, а это было крайне необходимо: в середине 50-х годов 51 л. с. звучало неубедитель­но. К тому же в начале выхода в свет двигатель серии Sport мощностью 70 л. с. не предлагался в Швеции. Правда, несколько автомобилей с такими двигателями «служили» в полиции.
После выхода версии В16 (60 л. с.) и Sport (85 л. с.) продажи пошли вверх как в Швеции, так и за ее пределами. Было совершенно ясно — рынок готов пла­тить за автомобили с более мощными двигателями. В Volvo уже разрабатывался такой двигатель, и в конце 50-х он проходил всесторонние испытания.
В конструкции нового двигателя, как и прежде, использовались толкатели клапанов, однако это было единственным элементом, делающим этот двигатель похожим на предыдущие двигатели Volvo. Новый двигатель, получивший название В18 (цифровое обозначение свидетельствовало о рабочем объеме), кардинально отличался от предыдущего двигателя Volvo B16. Однако в то время ни разработ­чики двигателя, да и никто иной не мог знать, что рынок Швеции и еще около 50 стран за ее пределами получат двигатель, который станет классическим. Простой, компактный и надежный, этот двигатель был готов для любого применения.
Первым автомобилем, на который устанавливался новый двигатель, был спортивный Volvo P1800. Эта модель поступила в производство в мае 1961 г. Мощность, которой обладал этот автомобиль, была внушительной: 100 лошади­ных сил. Это был самый мощный автомобиль Volvo за всю историю компании. Возможно, модель Р1800 была не по карману для среднего покупателя, но неуже­ли нельзя было использовать двигатель этого автомобиля для установки на PV544 или Volvo Amazon? Разумеется, можно! Уже в августе 1961 г. двигателем В18 начинают комплектовать PV544 и Volvo Amazon. Правда, на этих моделях мощ­ность двигателя была не такой высокой, как на спортивном автомобиле: вместо 100 л. с. было решено ограничиться 75 или 90 л. с, и этого было вполне доста­точно, а владельцы Р1800 по-прежнему могли быть уверены, что они обладают самыми мощными автомобилями Volvo...
Рассматривая новую модель Amazon или PV544 спереди, нельзя было не раз­глядеть отличие от прежних версий — на решетке радиатора красовалась эмбле­ма нового В18. В Volvo гордились своим новым достижением, и владельцы готовы были всем показать достоинства своих автомобилей.
В 1958 году Volvo прекратила поставлять автомобили такси, и теперь в ком­пании остался всего лишь один двигатель для всех моделей Volvo. Поэтому перед разработчиками В18 стояла серьезная задача, с которой они удачно справились, предложив новый двигатель в трех версиях. Безусловно, разработчики нового двигателя должны были выполнить обширный список требований. Например, блок цилиндров должен был быть более сбалансированным, чем прежде — это позво­лило бы снизить вибрацию и шумы. Двигатель должен был выдавать более мощ­ный крутящий момент на малых оборотах и отличаться топливной экономичнос­тью. После проведения испытаний представители автомобильной прессы в Шве­ции и за рубежом с удовлетворением отметили, что все поставленные требования были выполнены.
Американский журнал Car and Driver провел испытания модели 122S и напи­сал следующее: «Общее впечатление создает не столько внешний вид автомобиля, сколько мощность его двигателя».
Шведский журнал Motor отметил, что максимальная скорость осталась на прежнем уровне, однако новую модель «отличают более уверен­ные ускорения. При таких разгонах едва ли придет в голову желать большего». В отношении Р1800 этот журнал делал лирические от­ступления: «Вскоре начинаешь понимать, что Р1800 — это не просто спортивная внешность. Трансмиссия быстро производит переключе­ние передач, а двигатель демонстрирует моментальный отклик на пе­даль акселератора».
Майк Хоуторн, гонщик Формулы 1 из Британии, участвовавший в гонках «Ле Ман 24 часа» на Jaguar, был восхищен двигателем В18. «В мире существует очень немного автомобилей, которые могут пора­довать Вас подобными ездовыми качествами, имея под капотом двига­тель такого объема. Автомобиль летит, как ракета», — заявил Хоуторн.
Рабочий объем двигателя В18 составлял 1 778 кубических сан­тиметров. Диаметр цилиндра — 84.14 мм, и ход поршня — 80 мм.

Это был короткоходный двигатель. Короткоходные двигатели всегда отличались высокими оборотами, и теперь у Volvo было что предло­жить рынку.
Одним из наиболее важных отличий от предыдущих двигателей была конфи­гурация коленчатого вала с пятью коренными подшипниками — прежде в четы­рехцилиндровых двигателях Volvo использовали лишь три. Перед разработчика­ми стояла задача не столько повысить мощность, сколько крутящий момент. Бла­годаря большему объему двигатель отличался более высокой мощностью, но при соотношении лошадиных сил к рабочему объему новый двигатель обладал более высоким крутящим моментом. В18А мощностью 75 л. с. (по стандартам SAE) вы­давал 140 Нм при 2 800 об/мин, а крутящий момент B18D достигал 145 Нм при 3 500 об/мин.
Степень сжатия в двигателях, которыми комплектовались модели Amazon и PV544, составляла 8.5:1. Для сравнения: в двигателе спортивной версии Р1800 (100 л. с.) компрессия была выше — 9.5:1. В спортивной версии устанавливалась система охлаждения масла, но для моделей Amazon и PV544 такие изыски не пре­дусматривались. Были и другие отличия: в обычных двигателях клапаны поднима­лись не так высоко, как в спортивных модификациях.
Кроме этого, в стандартных версиях применялась иная система отвода отра­ботавших газов, сводя к минимуму шумы и снижая расход топлива. Если в преды­дущих двигателях впускной коллектор предусматривал два прохода на четыре ци­линдра, то в двигателе В18 для каждого цилиндра был создан отдельный впускной тракт. Двигатель мощностью 75 л. с. комплектовался карбюратором с нисходящим потоком воздуха фирмы Zenith, а в спортивной модификации использовалась система двух карбюраторов серии SU.
Двигатель В18 проходил длительные испытания. В течение нескольких лет двигатель изучали, прежде чем было решено направить его в серийное произ­водство — этот двигатель стали собирать на заводе Скевде компании Penta. Бо­лее того, новый двигатель оказался привлекательным для судов: в 1959 году Penta стала использовать его как основу силового агрегата Aquamatic.
Объемы инвестиций в завод по сборке двигателей в Скевде свидетельствуют о том, насколько новый двигатель был важен для Volvo. Для переналадки линии для сборки В18 компания выложила 27 миллионов крон, хотя в эту сумму входили и расходы на проектирование нового двигателя.
Несколько месяцев после запуска в производство моделей Amazon и PV544 с двигателем В18 Volvo выводит на рынок новую двухдверную модель Amazon, а затем универсал Amazon, который появился в феврале 1962 г. Первоначально все модификации автомобилей Volvo предлагались с единственной версией дви­гателя — В18А мощностью 75 л. с.
Осенью 1965 года было решено немного увеличить мощность двигателя В18А, хотя повышение мощности было столь незначительным, что о нем не упоминалось даже в рекламных материалах. Ноувеличение мощности спортивной версии B18D было актуальным — с 90 до 95 л. с. Повысить мощность удалось за счет увели­чения компрессии в цилиндрах и более высокого подъема клапанов. Год спустя Volvo вывела на рынок Amazon 123GT (115 л. с.) и совершенно новую модель Volvo 144, для которой предлагался выбор двигателей мощностью 85 и 115 л. с. В течение первых двух лет производства Volvo 142 (1967-1968) двухдверная мо­дель комплектовалась таким же двигателем В18 — это был самый «неубиваемый» четырехцилиндровый двигатель, который можно было найти в Швеции.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Запрещено сажать детей в детское кресло или опорную подушку на переднем сидении, если надувная подушка безопасности (SRS) активирована. Никогда не разрешайте ребенку стоять или сидеть перед пассажирским сиденьем. На переднем сиденье запрещено сидеть пассажирам ростом менее 140 см, если подушка безопасности (SRS) активирована. Нарушение вышеперечисленных правил может быть опасно для жизни ребенка.