ДВИГАТЕЛЬ, СТАВШИЙ КЛАССИКОЙ: В18
 
ПЕРВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ VOLVO С ВЕРХНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ КЛАПАНОВ оказал­ся очень надежным. Этот двигатель позволил заметно увеличить мощность, а это было крайне необходимо: в середине 50-х годов 51 л. с. звучало неубедитель­но. К тому же в начале выхода в свет двигатель серии Sport мощностью 70 л. с. не предлагался в Швеции. Правда, несколько автомобилей с такими двигателями «служили» в полиции.
После выхода версии В16 (60 л. с.) и Sport (85 л. с.) продажи пошли вверх как в Швеции, так и за ее пределами. Было совершенно ясно — рынок готов пла­тить за автомобили с более мощными двигателями. В Volvo уже разрабатывался такой двигатель, и в конце 50-х он проходил всесторонние испытания.
В конструкции нового двигателя, как и прежде, использовались толкатели клапанов, однако это было единственным элементом, делающим этот двигатель похожим на предыдущие двигатели Volvo. Новый двигатель, получивший название В18 (цифровое обозначение свидетельствовало о рабочем объеме), кардинально отличался от предыдущего двигателя Volvo B16. Однако в то время ни разработ­чики двигателя, да и никто иной не мог знать, что рынок Швеции и еще около 50 стран за ее пределами получат двигатель, который станет классическим. Простой, компактный и надежный, этот двигатель был готов для любого применения.
Первым автомобилем, на который устанавливался новый двигатель, был спортивный Volvo P1800. Эта модель поступила в производство в мае 1961 г. Мощность, которой обладал этот автомобиль, была внушительной: 100 лошади­ных сил. Это был самый мощный автомобиль Volvo за всю историю компании. Возможно, модель Р1800 была не по карману для среднего покупателя, но неуже­ли нельзя было использовать двигатель этого автомобиля для установки на PV544 или Volvo Amazon? Разумеется, можно! Уже в августе 1961 г. двигателем В18 начинают комплектовать PV544 и Volvo Amazon. Правда, на этих моделях мощ­ность двигателя была не такой высокой, как на спортивном автомобиле: вместо 100 л. с. было решено ограничиться 75 или 90 л. с, и этого было вполне доста­точно, а владельцы Р1800 по-прежнему могли быть уверены, что они обладают самыми мощными автомобилями Volvo...
Рассматривая новую модель Amazon или PV544 спереди, нельзя было не раз­глядеть отличие от прежних версий — на решетке радиатора красовалась эмбле­ма нового В18. В Volvo гордились своим новым достижением, и владельцы готовы были всем показать достоинства своих автомобилей.
В 1958 году Volvo прекратила поставлять автомобили такси, и теперь в ком­пании остался всего лишь один двигатель для всех моделей Volvo. Поэтому перед разработчиками В18 стояла серьезная задача, с которой они удачно справились, предложив новый двигатель в трех версиях. Безусловно, разработчики нового двигателя должны были выполнить обширный список требований. Например, блок цилиндров должен был быть более сбалансированным, чем прежде — это позво­лило бы снизить вибрацию и шумы. Двигатель должен был выдавать более мощ­ный крутящий момент на малых оборотах и отличаться топливной экономичнос­тью. После проведения испытаний представители автомобильной прессы в Шве­ции и за рубежом с удовлетворением отметили, что все поставленные требования были выполнены.
Американский журнал Car and Driver провел испытания модели 122S и напи­сал следующее: «Общее впечатление создает не столько внешний вид автомобиля, сколько мощность его двигателя».
Шведский журнал Motor отметил, что максимальная скорость осталась на прежнем уровне, однако новую модель «отличают более уверен­ные ускорения. При таких разгонах едва ли придет в голову желать большего». В отношении Р1800 этот журнал делал лирические от­ступления: «Вскоре начинаешь понимать, что Р1800 — это не просто спортивная внешность. Трансмиссия быстро производит переключе­ние передач, а двигатель демонстрирует моментальный отклик на пе­даль акселератора».
Майк Хоуторн, гонщик Формулы 1 из Британии, участвовавший в гонках «Ле Ман 24 часа» на Jaguar, был восхищен двигателем В18. «В мире существует очень немного автомобилей, которые могут пора­довать Вас подобными ездовыми качествами, имея под капотом двига­тель такого объема. Автомобиль летит, как ракета», — заявил Хоуторн.
Рабочий объем двигателя В18 составлял 1 778 кубических сан­тиметров. Диаметр цилиндра — 84.14 мм, и ход поршня — 80 мм.

Это был короткоходный двигатель. Короткоходные двигатели всегда отличались высокими оборотами, и теперь у Volvo было что предло­жить рынку.
Одним из наиболее важных отличий от предыдущих двигателей была конфи­гурация коленчатого вала с пятью коренными подшипниками — прежде в четы­рехцилиндровых двигателях Volvo использовали лишь три. Перед разработчика­ми стояла задача не столько повысить мощность, сколько крутящий момент. Бла­годаря большему объему двигатель отличался более высокой мощностью, но при соотношении лошадиных сил к рабочему объему новый двигатель обладал более высоким крутящим моментом. В18А мощностью 75 л. с. (по стандартам SAE) вы­давал 140 Нм при 2 800 об/мин, а крутящий момент B18D достигал 145 Нм при 3 500 об/мин.
Степень сжатия в двигателях, которыми комплектовались модели Amazon и PV544, составляла 8.5:1. Для сравнения: в двигателе спортивной версии Р1800 (100 л. с.) компрессия была выше — 9.5:1. В спортивной версии устанавливалась система охлаждения масла, но для моделей Amazon и PV544 такие изыски не пре­дусматривались. Были и другие отличия: в обычных двигателях клапаны поднима­лись не так высоко, как в спортивных модификациях.
Кроме этого, в стандартных версиях применялась иная система отвода отра­ботавших газов, сводя к минимуму шумы и снижая расход топлива. Если в преды­дущих двигателях впускной коллектор предусматривал два прохода на четыре ци­линдра, то в двигателе В18 для каждого цилиндра был создан отдельный впускной тракт. Двигатель мощностью 75 л. с. комплектовался карбюратором с нисходящим потоком воздуха фирмы Zenith, а в спортивной модификации использовалась система двух карбюраторов серии SU.
Двигатель В18 проходил длительные испытания. В течение нескольких лет двигатель изучали, прежде чем было решено направить его в серийное произ­водство — этот двигатель стали собирать на заводе Скевде компании Penta. Бо­лее того, новый двигатель оказался привлекательным для судов: в 1959 году Penta стала использовать его как основу силового агрегата Aquamatic.
Объемы инвестиций в завод по сборке двигателей в Скевде свидетельствуют о том, насколько новый двигатель был важен для Volvo. Для переналадки линии для сборки В18 компания выложила 27 миллионов крон, хотя в эту сумму входили и расходы на проектирование нового двигателя.
Несколько месяцев после запуска в производство моделей Amazon и PV544 с двигателем В18 Volvo выводит на рынок новую двухдверную модель Amazon, а затем универсал Amazon, который появился в феврале 1962 г. Первоначально все модификации автомобилей Volvo предлагались с единственной версией дви­гателя — В18А мощностью 75 л. с.
Осенью 1965 года было решено немного увеличить мощность двигателя В18А, хотя повышение мощности было столь незначительным, что о нем не упоминалось даже в рекламных материалах. Ноувеличение мощности спортивной версии B18D было актуальным — с 90 до 95 л. с. Повысить мощность удалось за счет увели­чения компрессии в цилиндрах и более высокого подъема клапанов. Год спустя Volvo вывела на рынок Amazon 123GT (115 л. с.) и совершенно новую модель Volvo 144, для которой предлагался выбор двигателей мощностью 85 и 115 л. с. В течение первых двух лет производства Volvo 142 (1967-1968) двухдверная мо­дель комплектовалась таким же двигателем В18 — это был самый «неубиваемый» четырехцилиндровый двигатель, который можно было найти в Швеции.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Буксировочная проушина предназначена только для буксировки по дороге, а не для эвакуации из кювета или через препятствие. Пользуйтесь услугами специалистов для эвакуации автомобиля.