ПЕРВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВЕРХНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ КЛАПАНОВ
 
НА ВСЕХ АВТОМОБИЛЯХ VOLVO, произведенных в 30-х годах, устанавливались шестицилиндровые двигатели с боковым расположением клапанов. Лишь не­сколько моделей специальных автомобилей были оборудованы двигателями с верхним расположением клапанов — это был двигатель серии FC, который ис­пользовался на некоторых моделях грузовых автомобилей Volvo.
Но в конце десятилетия инженерам Volvo пришлось задуматься над созда­нием более компактного двигателя для небольшого автомобиля. Успешные про­дажи таких производителей, как Opel DKW, Austin и Fiat, ясно свидетельство­вали о наличии спроса на компактные автомобили. Volvo занимала уверенные позиции, предлагая автомобили с шестицилиндровыми двигателями, однако марка Volvo ассоциировалась лишь с высоким уровнем надежности, но никак не с низкими ценами. Необходимость создания небольшого автомобиля была очевидна. Начало войны в сентябре 1939 года лишь усилило спрос на авто­мобили небольшого размера. Как правило, после войны на рынке возникает тенденция к повышенному потребительскому спросу, однако у населения нет значительных накоплений. Поэтому именно небольшой автомобиль явился бы наилучшим выбором для покупателя. К работам по созданию небольшого Volvo приступили в начале 1943 года. С инициативой создания такого автомобиля выступил Хелмер Петерсон, который приобрел значительный опыт работы в ав­томобильных компаниях в Америке. Более того, Петерсон проявил себя при со­здании устройств для выработки газа.
Изначально в компании не было никаких ограничений в части разработки кузова, двигателя или компоновки автомобиля, поэтому на начальном этапе со­здания небольшого автомобиля возникали самые удивительные предложения: например, кто-то предложил выпускать автомобиль с восьмицилиндровым двух­тактным двигателем!
Но на этом этапе Густав Ларсон (в качестве технического директора Volvo) проявил настойчивость. Он объявил, что двигатель будет четырехцилиндровым, и при этом двигатель не будет устанавливаться в задней части автомобиля. Это был важный шаг в процессе принятия решения о компоновке будущего автомо­биля, однако в это время в компании так и не смогли определиться, каким будет привод — передним или задним. Менеджер проекта Эрик Йерн и Хелмер Пе­терсон были сторонниками переднего привода: в Швеции успешно продавались переднеприводные модели DKW и Adler.
И вновь решимость проявил Густав Ларсон. Он объявил, что Volvo добивалась успехов не за счет постоянных экспериментов, и настоял на том, что новый ком­пактный Volvo будет построен на заднеприводной платформе.
Существовало немало разумных оснований в пользу такого решения, включая сам принцип производства автомобилей Volvo. Большинство компонентов для ав­томобилей Volvo проектировались в самой компании. Затем такие компоненты согласно техническим характеристикам Volvo производились внешними поставщиками. Если бы Volvo приняла решение о создании переднеприводного автомо­биля, то это в значительной мере осложнило бы работу поставщиков.
К реализации проекта по созданию компактного Volvo приступили в начале 1943 г., однако лишь к концу года в Volvo пришли к окончательному решению о типе двигателя и привода будущего автомобиля. Это означало, что рабочим груп­пам, задействованным в исполнении проекта, оставалось не более года для со­здания демонстрационного автомобиля. Была еще одна причина для ускорения проектирования автомобиля: различные производственные подразделения Volvo к тому времени приняли решение об участии в большой выставке, проведение которой было намечено в сентября 1944 г. в «Royal Tennis Hall» в Стокгольме. Если бы Volvo смогла представить компактный автомобиль,™ он стал бы визитной карточкой выставки.
Как только было решено, что новый двигатель будет четырехцилиндровым, инженеры воспользовались приемлемым по тем временам методом — они стали изучать существующие на рынке двигатели и обратили особое внимание на че­тырехцилиндровые двигатели моделей Opel Fiat и Hanomag. Двигатель, который был разработан, вовсе не был революционным, но этот двигатель должен был де­монстрировать необычно высокие параметры надежности и адаптируемости.
В компании пришли к выводу, что на первом этапе продажи смогут составить 8 000 автомобилей, а по окончании войны производство можно будет расширить. Это должно было стать самым масштабным производством в истории Volvo — до этого компания не производила никакую модель в таких объемах. Но как показало время, прогнозы Volvo оказались далекими от истины. В результате Volvo произвела 440 000 автомобилей моделей PV444 и PV544, причем все эти автомобили были оснащены двигателями, которые были разработаны в течение нескольких месяцев весной и летом 1944-го!
Вскоре после выставки Volvo, которая прошла в сентябре 1944 г. (выставку посетили 148 437 чело­век), в журнале, издаваемом Королевским Институтом Технологий в Стокгольме, была опубликована большая статья. В статье описывался новый двигатель Volvo, разработанный Густавом Ларсоном и Эриком Йерном. «Это четырехцилиндровый двигатель с технологией подвешенных клапанов. Диаметр цилиндра состав­ляет 75 мм, а ход поршня — 85 мм. Двигатель пост­роен на базе передовой конструкции, при этом ско­рость перемещения поршня относительно невысокая, а именно 10.6 метра в секунду при 4 000 об/мин, и на таких оборотах двигатель выдает максимальную мощ­ность. Мощность двигателя составляет 43 л. с, о чем свидетельствуют результаты испытаний с использова­нием топлива марки Motyl 25».
Коленчатый вал устанавливался в трех коренных подшипниках, а распредвал приводился в движение конической зубчатой передачей от коленчатого вала. В двигателе применялись поршни современного ди­зайна из легких сплавов. Испытания показали, что та­кой двигатель мог работать на бензине с октановым числом 65 без детонации, учитывая уровень компрес­сии в 6.5:1.
Вал водяного насоса был закреплен на под­шипнике, а рабочее колесо насоса было выполнено из бакелита. Наличие термостата и обходного канала в блоке двигателя позволяло быстро осуществлять прогрев двигателя и поддерживать устойчивую рабо­чую температуру охлаждающей жидкости.
Карбюратор, настроенный на экономичный расход топлива, регулировка нагрева при помощи тер­мостата и вакуумный регулятор зажигания позволили снизить расход топлива даже при работе двигателя при малых нагрузках.
Электрическая система напряжением 6 Вольт поставлялась фирмой Bosch. Система включала аккумуляторную батарею 84 А-ч и генератор 90 Ватт с функци­ей автоматического регулирования силы тока на выходе.
«Двигатель покоится на двух наклонных и точно выверенных резиновых по­душках впереди и на одной мощной резиновой подушке под коробкой передач. Крепление двигателя таким образом предусматривает направление сил вибрации исключительно вокруг собственной оси центра тяжести, благодаря чему вибра­ции, создаваемые двигателем, не передаются на кузов автомобиля.
Благодаря удачной компоновке опор поворотных шкворней и передней под­вески двигатель легко устанавливается и крепится к подрамнику кузова, исполь­зуя минимальное количество болтов». Так описывался двигатель нового компакт­ного Volvo, производство которого было начато в феврале 1947 г.
Новый двигатель получил название В4В и весил приблизительно 145 кг. Не­смотря на то, что в статье 1944 года Ларсон и Йерн упоминают мощность в 43 л. с, в действительности первые версии двигателя PV444 выдавали 40 л. с. В 1950-м была модифицирована конструкция распределительного вала и приводов клапа­нов, что позволило увеличить мощность до 44 л. с. После этого в конструкцию двигателя не вносили никаких особых изменений, и лишь осенью 1955 г. пред­ложили новый распредвал, головку цилиндров, пружины клапанов, толкатели и еще ряд новых элементов. В результате обновленный двигатель был способен выдать мощность в 51 л. с.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Запрещается вешать или крепить тяжелые предметы за ручки, расположенные в крыше. Крючок предназначен только для легкой верхней одежды (но не для твердых предметов, таких как, например, зонты). Не вкручивайте и не монтируйте что-либо на внутренней облицовке потолка, стойки дверей или боковых панелях. Это может снизить защитные свойства автомобиля. В этих зонах можно монтировать только оригинальные детали, одобренные Volvo.