Серия Volvo PV
 
В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ становления Volvo немногие люди могли позволить себе купить автомобиль. Компания могла продавать лишь несколько тысяч автомобилей в год. Прорыв в объеме продаж при­шелся на первый небольшой Volvo — модель PV444. Это был дол­гожданный послевоенный автомобиль, который в Швеции просто назвали Volvo PV. PV444 продемонстрировал удивительный успех. Без этого автомобиля история компании была бы совсем иной.
PV444 впервые был показан публике на большой выставке про­дукции Volvo в Королевском Теннисном Холле Стокгольма 1 сентября 1944 г. Компания планировала начать производство новой модели, как только окончится война. Поэтому PV444 считается «послево­енным автомобилем». На выставке также демонстрировали новую большую модель PV60, но именно PV444 привлекал внимание посе­тителей. PV60 представлял собой дальнейшее развитие довоенных моделей, a PV444 был автомобилем будущего. В PV444 был реализо­ван американский дизайн, но размеры автомобиля более подходили для Европы.
Название PV444 означало четырехместный автомобиль с че­тырехцилиндровым двигателем мощностью сорок лошадиных сил (вскоре мощность должна была увеличиться до 44 л. с). Это был первый несущий кузов Volvo — цельностальная конструкция. Дви­гатель PV444 был самым небольшим двигателем, который когда-либо разрабатывался в Volvo, к тому же в конструкции двигателя впервые применили конфигурацию верхнего расположения клапа­нов. Вдобавок к этому PV444 предлагался с многослойным ветро­вым стеклом.
На решение придать новому Volvo округлые линии повлиял американский стиль. Дизайн новой модели разрабатывал инженер Хелмер Петерсон (Helmer Pettersson), который получил назначение в Volvo еще в 1942 году, — он создавал установку для выработки энергетического газа, которая должна была размещаться в багажном отделении автомобиля.
В начале Второй мировой войны Volvo приступила к производс­тву установок для выработки энергетического газа, который обра­зовывался в процессе горения угля или древесины. Сначала такие установки перевозились на небольшом прицепе сзади автомобиля, но такое решение было неприемлемо с точки зрения безопасности. В Volvo хотели создать такую установку для выработки энергетичес­кого газа, которая могла бы разместиться непосредственно в багаж­ном отделении автомобиля.
Инженерное образование и большой опыт Хелмера Петерсо-на высоко оценили в Volvo. Кроме того, он разработал установку для энергетического газа, размещавшуюся в багажном отделении. Весной 1942 года состоялась демонстрационная поездка с целью показать новую установку для выработки энергетического газа НР-1. В ходе этой кампании Хелмер Петерсон и руководитель Volvo Accap Габриэльсон начали обсуждать дизайн будущего автомобиля.
Петерсон уверил Габриэльсона, что он знает, как должен выгля­деть небольшой шведский автомобиль. В результате Петерсону была предоставлена свобода разработки новой небольшой модели Volvo.
Разговоры о необходимости компактной модели велись еще с конца 30-х годов, и, наконец, компания приступила к реализации этой идеи. Два инженера — Олле Шелин (Olle Schjolin) и Карл Линдблом (Carl Lindblom) — даже создали деревянную модель небольших размеров, но их прототип под названием PV40 не был одобрен.
Хелмер Петерсон начал с поездок, в которых собирал полезные идеи. Год спустя, в мае 1943 года, он начал делать зарисовки кузова и вскоре смог создать модель будущего автомобиля из глины.
Следующим этапом стала полноразмерная копия из дерева. Пе­терсон окрасил кузов в черный цвет, а окна и лобовое стекло — в се­ребристый. Как только деревянный прототип был готов, он был пред­ставлен ответственным за принятие решения: Ассару Габриэльсону и Густаву Ларсону. Боссы Volvo походили вокруг прототипа и пришли к мнению, что он им нравится. Они тотчас приняли решение о создании такого автомобиля.
На все обсуждение у них ушло всего около пятнадцати минут.
Три реальных прототипа были построены весной и летом 1944 г. Один из этих автомобилей был представлен на выставке в Стокгольме в сентябре. Правда, этот автомобиль еще нельзя было назвать завершен­ным. Демонстрационный автомобиль не поставили на подиум, и посети­тели выставки могли сесть внутрь и оценить салон новой модели. Но они не могли открыть капот — этот прототип еще не ездил, и, похоже, под ка­потом даже не было двигателя.
За десять дней выставку в Стокгольме посетило около 148 000 чело­век. И хотя было известно, что PV444 не пойдет в производство до окон­чания войны, люди готовы были заказывать новый автомобиль прямо на выставке. В результате Volvo получила 2 300 подтвержденных заказов. Для первых покупателей была установлена такая же цена, по которой продавались первые автомобили Volvo в 1927 году, — 4 800 крон.
Но первые серийные автомобили сошли с конвейера лишь в 1947 году. Стоимость производства PV444 составила около 6 000 крон, но Ас-сар Габриэльсон сдержал слово. Каждый покупатель, подтвердивший за­каз в сентябре 1944 года, мог купить новый PV444 по оговоренной тогда цене. Для многих покупка оказалась очень выгодной. Они могли купить автомобиль с большой скидкой или перепродать свое право на покупку автомобиля и получить неплохие деньги. Тогда было много желающих за­платить больше, чем 4 800 крон, за новый PV444, учитывая возможность в скором времени получить новый автомобиль.
В 1945 году наступил мир, однако за объявлением мира поставки новых автомобилей не последовали. Объяснялось это затянувшейся забастовкой, охватившей промышленность Швеции, а также дефици­том сырья. В этом году удалось собрать лишь два автомобиля. Но эти два прототипа отличались от демонстрационной версии 1944 года — они могли ездить. Оба автомобиля отправились в пробег по дорогам Швеции и проехали около 30 000 км. Хелмер Петерсон сам сел за руль и за один день покрыл расстояние в 1 300 км от Стокгольма к Северно­му Полярному Кругу и обратно. Средняя скорость составила 96 км/ч. Это было важно для демонстрации возможностей автомобиля. В местах остановки автомобиль показывали всем желающим осмотреть реаль­ную модель нового Volvo. Люди с энтузиазмом встречали удивительный автомобиль.

Забастовка закончилась, но дефицит сырья по-прежнему был ак­туальным. Особенно трудно было наладить поставки стали. Карл Линд-блом, отвечавший за производство автомобилей Volvo, трижды ездил в США в начале 1946 года, чтобы обеспечить закупки стали, но объ­емы поставок были недостаточны. Спрос на сталь в мире значительно превышал предложение. Отправляясь в четвертую поездку, Линдблом организовал отправку в США нового автомобиля — это был PV444, ок­рашенный в светло-зеленый цвет. Реальный автомобиль мог убедить поставщиков стали в целесообразности сотрудничества с Volvo. И дейс­твительно, после этой поездки Volvo стала получать достаточные объ­емы металла.
Первый Volvo PV444 был зарегистрирован 3 февраля 1947 г. Volvo уже располагала 10 000 заказов, поэтому, чтобы успеть справиться с ог­ромным спросом, временно пришлось приостановить прием новых зака­зов на два года вперед.
Рекламные брошюры того времени следующим образом описывали PV444: «Это автомобиль с прямыми ровными линиями. Окраска кузова превосходно сочетается с цветами отделки салона — перед Вами на­стоящая шведская красавица». Автомобиль был просторным. «Четверо взрослых мужчин могут удобно разместиться в салоне и ехать, не снимая шляпы», — провозглашала реклама. Кроме этого, PV444 был довольно экономичным: «Обладая мощностью в 40 лошадиных сил, этот автомо­биль тратит всего лишь 0.7-0.8 литра бензина на 10 километров, двига­ясь со скоростью 70 километров в час». К тому же это был автомобиль «для водителя»: «PV444 сочетает маневренность небольшого автомоби­ля и ровную езду, свойственную лишь большим моделям», — утверждали рекламные проспекты.
Volvo PV444 предлагался только в одном цвете — в черном, пока в 1949 году не была представлена специальная версия PV444S, кузов которой был окрашен в светло-серый цвет, а отделка салона была вы­полнена в серых и красных тонах. Эта модификация была доступна лишь покупателям, чьи фамилии уже были внесены в список клиентов, ожи­давших PV444, однако PV444S стоил значительно больше.
Серия «В» Volvo PV444 вышла в свет в 1950 г. Прежние модифика­ции выпускались как серия «А». Модель PV444B была оснащена новыми бамперами, сиденьями, панелью приборов, а отдельную кнопку стар­тера заменил комплексный замок зажигания. Новая панель приборов хоть и выглядела просто, но теперь она заменила прежнюю конфигу­рацию распределения приборов по всей центральной панели, сгруп­пировав все необходимые датчики и приборы непосредственно перед водителем.
Указатели поворотов в PV444B тоже были новыми и необычными. В предыдущих моделях PV указатели поворотов размещались на цен­тральных стойках, теперь они были выполнены в форме буквы «Т» и размещались на крыше. Официально такое расположение указате­лей поворотов назвали «Fixlight» (стационарный световой указатель), однако в народе такие поворотники окрестили «кукушкой на крыше». В действительности, такая конфигурация оказалась непрактичной: с одной стороны, другие участники дороги не всегда могли заметить, какой маневр собирается делать водитель PV444B, с другой сторо­ны, такая установка указателей поворотов была очень неудобна, если водитель хотел использовать крышу автомобиля для крепле­ния багажа.
Затем каждый год стали выходить новые и новые модификации, каждая из которых получала новое буквенное обозначение. Иногда изменения были едва заметными, а иногда — радикальными. В моди­фикации «D», которая вышла в 1952 году, указатели поворотов вновь спустились с крыши и их установили на стойке. В этой модели ис­пользовалась новая система управления и обновленный генератор. В качестве опции предлагался обогреватель. Специальная версия пре­доставляла выбор окраски двух цветов. Это был либо прежний свет­ло-серый цвет, либо новое нитроцеллюлозное покрытие темно-бор­дового цвета, причем салон оформлялся в бежевых и красных тонах. К сожалению, такой автомобиль недолго сохранял столь элегантный вид, и в скором времени под воздействием солнечных лучей краска быстро выцветала.
Модификация PV444E появилась в 1953 г. Теперь специальная версия предлагалась в одном из двух доступных цветов: перламут­ровый серый или темно-бордовый. На колесах красовались колпаки из нержавеющей стали, а по крыльям проходили аккуратные полоски. В салоне добавились солнцезащитные козырьки, прикуриватель и ре­мешки на дверных рукоятках.
Следующей была модель с обозначением «Н», которую представи­ли в 1954-м (буквы «F» и «G» были пропущены). В этой модели задние фонари установили выше и предложили нераздельное заднее окно. Лобовое стекло по-прежнему было раздельным, но оно увеличилось в размерах, к тому же заметно тоньше стали передние стойки.
Буквы «I» и «J» также не использовали в обозначении новых мо­дификаций, и уже в 1955 г. компания представила модель «К». Самым заметным изменением в этой модели была мощность двигателя, кото­рая выросла до 51 л. с.
В 1956 году начинается производство Volvo Amazon (P120). Новая версия Volvo PV — теперь это была уже модификация PV444L — полу­чила такой же двигатель 60 л. с, как и Volvo Amazon. Модель PV444L вышла на рынок в 1957-м, и она отличалась новой решеткой радиа­тора мелкоячеистой формы и золотистым знаком в форме буквы «V» посередине. В 1958 г. Volvo PV становится уже моделью PV544. Этот автомобиль рекламировался, как «яркий автомобиль с уникальным настроем и индивидуальностью — автомобиль, который способен до­ставить удовольствие любому, кто ценит качество».
Новое название свидетельствовало о том, что автомобиль был за­метно изменен. На панели приборов расположился горизонтальный спидометр, а козырек панели приборов был выполнен из мягких мате­риалов, как в модели Amazon. Задние сиденья стали больше и вмести­тельнее. Задние фонари, заднее и лобовое стекла также увеличились в размерах. Лобовое стекло стало нераздельным и отличалось не­большим изгибом. Модель PV544 была предложена в четырех версиях, включая спортивную модификацию с двигателем мощностью 85 л. с.
В 1958 г. модель PV544 получила буквенное обозначение — «А». Версия «В» появилась в 1960-м: она предлагала новую коробку пе­реключения скоростей и новые сиденья. Передние сиденья стали тоньше, поэтому увеличилось место для ног для пассажиров на задних сиденьях.
Модификация «С», вышедшая в 1961 году, обладала более мощ­ным двигателем со сдвоенным карбюратором, 12-вольтной электро­системой и фарами с асимметричным распределением лучей.
Двигатель спортивной версии выдавал уже 90 л. с. В зависимости от версии модель PV544 могла быть окрашена в один из пяти пред­лагаемых цветов. Стандартная версия была черной, модификация Favorit — черной или светло-серой. Модификации Special и Sport могли быть окрашены в голубой, желтовато-коричневый или темно-зеленый цвет. Покупатель мог заказать версию Special в светло-сером цвете или PV544 Sport ярко-красного цвета.
Затем последовали версии «D», «Е» и «F». Последней модифика­цией Volvo PV был Volvo PV544G, который вышел в свет в 1965 году. Однако уже в октябре автомобиль был снят с конвейера, а самый пос­ледний экземпляр отправился прямо в музей Volvo.
Когда проект, результатом которого стал Volvo PV444, только начинался, в Volvo планировали собрать только 8 000 автомобилей. После успешного представления прототипа автомобиля на выставке в Стокгольме в 1944 г. объем будущего производства был увеличен до 12 000, но и этот прогноз был далек от того, что ожидало новую модель Volvo. Всего было произведено 440 000 автомобилей (PV444 и PV544). В Швеции было продано 280 000 автомобилей и 160 000 ушли на экспорт, в основном в Соединенные Штаты.
Американские служащие, расквартированные в Европе после окончания Второй мировой войны, приобретали небольшие европей­ские автомобили и готовы были смириться с трудностями перевозки автомобилей через океан. Это свидетельствовало о наличии спроса на американском рынке на компактные европейские автомобили, ко­торые отличались от огромных американских моделей того времени. При этом многие в Швеции скептически относились к идее экспорта автомобилей на рынок США, утверждая, что это равносильно попытке «продавать холодильники эскимосам».
Первую попытку поставить свои автомобили в Америку Volvo пред­приняла в 1955 г. — через Атлантику в США направили партию из 82 автомобилей. Первая партия включала лишь двенадцать Volvo PV444, а остальные — универсалы Volvo Duett.
Летом 1956-го белый PV444 с отделкой салона в светло-желтом и черном цвете был представлен на Автошоу в Нью-Йорке. Этот ав­томобиль вызвал небывалый интересу публики. В результате до кон­ца года около 100 дилерских компаний подписали с Volvo контракты на продажу автомобилей Volvo.
В 1956 году Volvo поставила 5 000 автомобилей в США. В следую­щем году поставки более чем удвоились — 10 500 автомобилей.
Следующие годы демонстрировали стабильный рост экспорта в США. К концу 1973 года продажи автомобилей Volvo в Соединенных Штатах превысили объем продаж в Швеции. С тех пор структура про­даж не изменилась. В 2005 году Volvo Car Corporation продала в США 123 575 автомобилей.
Новое на сайте
Полезные советы
  • Не ездите с открытой крышкой багажника. Ядовитые выхлопные газы могут втягиваться внутрь автомобиля через багажное отделение.