Дизайн салона Volvo
 
ЦВЕТ И ФОРМА автомобиля являются факторами, которые созда­ют первое впечатление об автомобиле. Однако салон — это то мес­то, где водитель проводит большую часть времени, поэтому в салоне водитель должен чувствовать себя как дома. Это немного напоминает первую встречу с незнакомым человеком. Первое впечатление может быть точным, но оно может быть обманчивым. Только хорошо узнав человека, мы можем сказать, что у нас много общего, и мы можем рас­считывать на длительное знакомство.
Осознание важности салона автомобиля развивалось медленно вместе с развитием самой отрасли. В первые годы производства ав­томобилей салону уделялось мало внимания. Производитель считал вполне достаточным наличие сидений, панели приборов и рулевого колеса. Функциональность — вот что было главным.
Безусловно, функциональность и сегодня очень важна. Это важно и для автомобилей Volvo. Шведы давно известны своей практичнос­тью. Хороший внешний вид без соответствующей функциональнос­ти — это неприемлемо.
Практичные универсалы — хорошее тому подтверждение. Ни один другой производитель автомобилей не ассоциируется с уни­версалами, как Volvo.
Сегодня разработка стиля салона автомобиля Volvo идет парал­лельно с созданием внешнего вида. Учитываются и традиции сканди­навского дизайна, и собственное наследие Volvo. Критерий практич­ного функционального дизайна заключается в использовании чистых и светлых оттенков. Дизайнеры руководствуются такими понятиями, как элегантная простота, оригинальные материалы, внимание ко всем деталям, качество и стиль, неподвластный времени. Разработчики Volvo черпают свое вдохновение в работах Алвара Аалто и Бруно Матсона: изделия, созданные мастерами, выполнены в легких светлых тонах, и даже стулья из дерева до сих пор не потеряли актуальность, несмотря на то что были созданы десятилетия назад. Кроме этого, есть еще продукция компании Bang & Olufsen: четкие ровные линии также могут стать предметом вдохновения для разработчика дизайна авто­мобиля.
Кардинальное изменение произошло в 1984 году, когда Volvo представила Volvo 740. Впервые за 20 лет салон автомобиля стал вы­разительным. Салон по-прежнему был функциональным, однако те­перь центр внимания сместился в сторону дизайна.
С тех пор разработка салона стала приоритетным направлени­ем. С выходом каждой новой модели стиль Volvo совершенствовался, линии становились чище, преобладали светлые тона, а салон в целом приобретал требуемую гармонию.
Пожалуй, было лишь одно исключение. Производство Volvo 850 на­чалось в 1991 году, и эту модель можно было охарактеризовать как «шаг назад» в плане дизайна салона. Это был первый переднеприводный Volvo — мощный автомобиль, ориентированный на водителя, практикую­щего динамичную езду. Поэтому автомобильная пресса в первую очередь расхваливала технические параметры новой модели. Главная тема зву­чала примерно так: «Наконец Volvo смогла создать автомобиль, которым приятно и удобно управлять». Салон автомобиля был ориентирован лишь на водителя. Панель приборов в Volvo 850 напоминала приборы управле­ния в кабине самолета.
Хосе Диас де ла Вега (3os Diaz de la Vega), руководитель стратеги­ческого дизайна Volvo Cars, а также разработчик салонов автомобилей Volvo, охарактеризовал салон Volvo 850 как «визуальное засорение».
Все средства управления, которые требуют внимания водителя, расположены хаотично в противовес требуемой гармонии.
Главная задача проектировщика салона заключается в обратном — необходимо обеспечить чистоту форм. Хосе Диас считает, что в авто­мобиле водитель должен чувствовать себя умиротворенно и без труда понимать информацию, поступающую с приборов автомобиля.
Изучая процесс совершенствования панели приборов и централь­ной консоли можно отметить очень интересные тенденции, на разви­тие которых ушли годы. В первых автомобилях панель приборов пов­торяла форму капота — элегантные, округлые линии. Для отделки са­лона использовались естественные материалы. В основном это было дерево, ткани на шерстяной основе и кожа. Из приборов можно было увидеть разве что круглый циферблат спидометра. Центральная кон­соль еще не была изобретена. Округлые формы применялись до 30-х годов, и затем от них отказались, как только капот автомобиля приоб­рел плоскую форму. Количество приборов увеличивалось, и они раз­мещались по относительно плоской панели приборов.
В конце 40-х появляется новая форма, которая со временем ста­нет практически торговой маркой Volvo. Это — трапеция. Впервые та­кая форма была реализована в модели PV444, когда большой круглый спидометр вышел за пределы верхней кромки панели приборов.
В течение нескольких лет дизайнеры Volvo работали над нужны­ми формами. В Volvo Amazon (серия Р120) спидометр был обрамлен в форме трапеции, т. е. это была форма четырехугольника без парал­лельных боковых линий. Сам спидометр располагался горизонтально, что представляло собой революционную находку в 1956 году. Рулевое колесо также получило характерный для Volvo дизайн: четыре спицы, размещенные в форме трапеции.
В то время в салоне уже были реализованы системы безопаснос­ти. Козырек панели приборов был выполнен из пористого материала, что позволяло снизить вероятность травмы головы в случае столк­новения. Однако от трапециевидных форм решили отказаться, когда создавалась новая серия 140. Ровные линии кузова повторялись в са­лоне автомобиля. Для этой модели было предложено трехспицевое рулевое колесо, но кроме этого добавилась центральная консоль, ко­торая отличалась точными четырехугольными формами.
В 1966 году на рынок выходит Volvo 144. Два года спустя появля­ется более престижная модель Volvo 164. С 1970 года дизайн панели приборов модели 164 приобретает форму трапеции. Это был роскош­ный автомобиль с множеством приборов, переключателей и кнопок управления.
В Volvo 164 центральная консоль почти слилась у основания с на­польным туннелем, но лишь «почти». Полностью центральная консоль была объединена с консолью, проходящей по центру пола автомобиля, в Volvo серии 240, который появился в 70-х годах. Панель приборов была практически четырехугольной формы с ровными сторонами, од­нако трапеция просматривалась в форме центральной консоли. Руле­вое колесо вновь приобрело четыре спицы.
В 80-х произошел возврат к трапециевидной форме панели при­боров, а центральная консоль полностью слилась с напольным тунне­лем. В моделях серии 700 средства управления были сгруппированы, они разместились ближе к водителю на центральной консоли.
В Volvo 960 и 850 (модели 1990 и 1991 годов) центральная кон­соль развернулась к водителю, напоминая структуру расположения приборов в кабине самолета.
Развитие и совершенствование технических решений привело к созданию дополнительных переключателей, рычажков и кнопок. «Визуальное засорение» стало реальным фактом, но дизайнеры Volvo стремились к совершенству.
В 1992 году был показан концептуальный автомобиль ЕСС, позво­ливший немного заглянуть в будущее. В концепте ЕСС предлагались не только технические новинки, но и новые тенденции в дизайне. Стиль концептуального автомобиля положил основу новому языку дизайна Volvo, который актуален и по сегодняшний день, причем это применимо как для дизайна кузова, так и салона. Приборы и средства управления были собраны вместе и расположились как можно бли­же к водителю, оставив максимально незанятые поверхности вокруг пассажира на переднем сиденье. Трапециевидная форма козырька над панелью приборов практически заслонила рулевое колесо, кото­рое теперь было невозможно рассмотреть извне. Плавными линиями панель приборов переходила в центральную консоль и спускалась к напольному туннелю.
Мягкие линии намного лучше воспринимаются, и происходит это не только по причине формы линии, но и благодаря тому, что свет бо­лее равномерно наполняет салон, сглаживая резкие контрасты между темными и светлыми тонами.
Первые шаги по внедрению инноваций, предложенных в ЕСС, были сделаны в 1995 году, когда на свет вышли Volvo S40 и V40. За­тем новый дизайн стал быстро адаптироваться во всех других моделях Volvo. В 1996 году были представлены модели S70, V70, С70, S90 и V90, а в 1998-м вышел совершенно новый автомобиль — Volvo S80.
Volvo S80 представлял собой революционное свершение по мно­гим параметрам, и в первую очередь он заявил о новом языке дизайна компании. Вскоре новый дизайн нашел применение в каждой новой модели Volvo, включая новый V70 (1999), S60 (2000), ХС90 (2001), но­вый S40 и Volvo V50 (2003), а также новый С70 (2005).
В большинстве этих автомобилей центральная консоль повернута в сторону водителя. Исключение составляют V50, новый S40 и новый С70 — в этих автомобилях используется минималистская парящая центральная консоль, представляющая собой достижение максималь­ной чистоты дизайна. Формы этого удивительного элемента интерь­ера автомобиля навеяло известное, ставшее уже классикой, изделие Арне Яакобсен: стул под названием «Муравей», созданный еще в 50-х годах. Этот великолепный дизайн, не утерявший актуальность в наши дни, сочетается с достижениями современных технологий. Панель приборов на центральной консоли выполнена в сверхтонкой форме, напоминая элегантные пульты дистанционного управления фирмы Bang & Olufsen.
Современный руль автомобиля Volvo может быть либо трех-, либо четырехспицевым: четырехспицевый руль отличается элегантностью, а трехспицевое рулевое колесо подходит для автомобилей спортивно­го настроя. Например, в моделях S60 R и V70 R используется трехспи­цевое рулевое колесо.
В 2002 году компания представила модели серии «R», которые во многом напоминают концептуальный автомобиль РСС1 (Performance Concept Car), показанный в 2000 гаду. Помимо мощных двигателей и усиленных шасси но вые модели Volvo получили эксклюзивную отделку салона, включая алюминиевую окантовку ци­ферблатов приборов и обивку из кожи высо­чайшего качества.
Трехспицевое рулевое колесо обтянуто кожей. Более того, на рулевом колесе поя­вилась эмблема Volvo в виде знака железа. Знак железа использовался как символ компании и устанавливался начиная с са­мой первой серийной модели 1927 года. Впервые эмблема Volvo стала устанавли­ваться на рулевом колесе ХС90 в 2001 г. С тех пор на всех моделях Volvo эмблема ис­пользуется на рулевом колесе.
Особый стиль Volvo характерен и для сиде­ний, подголовников, ремней безопасности и де­тских сидений. Удобные сиденья всегда считались важным преимуществом автомобилей Volvo, но раз­работка сидений не стоит на месте. Сегодня сиденья в автомобиле более удобны, чем вчера. А сиденья, которые будут устанавливаться завтра, уже проходят испытания на кон­цептуальных моделях. Например, сиденья, установленные в экспери­ментальном автомобиле Versatility Concept Car в 2003 году, включали пенистый наполнитель Tempur.
Подголовники устанавливались на сиденьях в автомобилях Volvo начиная с конца 60-х. Сегодня форма подголовников Volvo напоми­нает букву «S» — такая уникальная конфигурация, разработанная в 80-х годах, позволяет значительно снизить риск получения травм шеи. Разработка технологии защиты от плетевых травм (WHIPS) в 1998 году способствовала повышению уровня защиты водителя и пассажиров.
Трехточечный ремень безопасности был разработан в Volvo, а так­же и механические натяжители ремней безопасности и детское сиде­нье, устанавливаемое против направления движения.

Volvo была первопроходцем среди автопроизводителей, пред­ложив ремни безопасности. Модель Volvo Amazon поступила в про­изводство в 1957 году: в этом автомобиле в стандартном оснащении устанавливались крепления для ремней безопасности на передних си­деньях. Два года спустя на моделях Amazon и PV544, поставлявшихся в страны Скандинавии, в стандарте предусматривались трехточечные ремни безопасности. Volvo была первой в мире компанией, поставляв­шей серийные автомобили с трехточечными ремнями безопасности в стандартной комплектации.
В 1967 году Volvo выпустила первое в мире сиденье для детей, ус­танавливаемое против направления движения. В это же время стали применяться ремни безопасности для крайних задних сидений. Впер­вые центральное заднее сиденье стало поставляться с трехточечным ремнем безопасности в 1986 г.
В 1990 году выходит Volvo 960 — на этом автомобиле в стандар­тном оснащении поставлялись ремни безопасности с механическими натяжителями на передних сиденьях. На заказ покупатели могли вы­брать подлокотник или встроенное детское сиденье. В этом же году центральное заднее сиденье стало оборудоваться ремнем безопаснос­ти с устройством блокировки.
В 1989 году изобретатель трехточечного ремня безопасности Нильс Болин (Nils Bohlin) получил награду за «Безопасность и со­хранение жизни» в США. Почетная и своевременная награда: трехто­чечный ремень безопасности остается самым важным изобретением, обеспечивающим защиту людей в автомобиле, — в этом не может быть никаких сомнений.

Новое на сайте
Полезные советы
  • Запрещено сажать детей в детское кресло или опорную подушку на переднем сидении, если надувная подушка безопасности (SRS) активирована. Никогда не разрешайте ребенку стоять или сидеть перед пассажирским сиденьем. На переднем сиденье запрещено сидеть пассажирам ростом менее 140 см, если подушка безопасности (SRS) активирована. Нарушение вышеперечисленных правил может быть опасно для жизни ребенка.