Дизайн салона Volvo
 
ЦВЕТ И ФОРМА автомобиля являются факторами, которые созда­ют первое впечатление об автомобиле. Однако салон — это то мес­то, где водитель проводит большую часть времени, поэтому в салоне водитель должен чувствовать себя как дома. Это немного напоминает первую встречу с незнакомым человеком. Первое впечатление может быть точным, но оно может быть обманчивым. Только хорошо узнав человека, мы можем сказать, что у нас много общего, и мы можем рас­считывать на длительное знакомство.
Осознание важности салона автомобиля развивалось медленно вместе с развитием самой отрасли. В первые годы производства ав­томобилей салону уделялось мало внимания. Производитель считал вполне достаточным наличие сидений, панели приборов и рулевого колеса. Функциональность — вот что было главным.
Безусловно, функциональность и сегодня очень важна. Это важно и для автомобилей Volvo. Шведы давно известны своей практичнос­тью. Хороший внешний вид без соответствующей функциональнос­ти — это неприемлемо.
Практичные универсалы — хорошее тому подтверждение. Ни один другой производитель автомобилей не ассоциируется с уни­версалами, как Volvo.
Сегодня разработка стиля салона автомобиля Volvo идет парал­лельно с созданием внешнего вида. Учитываются и традиции сканди­навского дизайна, и собственное наследие Volvo. Критерий практич­ного функционального дизайна заключается в использовании чистых и светлых оттенков. Дизайнеры руководствуются такими понятиями, как элегантная простота, оригинальные материалы, внимание ко всем деталям, качество и стиль, неподвластный времени. Разработчики Volvo черпают свое вдохновение в работах Алвара Аалто и Бруно Матсона: изделия, созданные мастерами, выполнены в легких светлых тонах, и даже стулья из дерева до сих пор не потеряли актуальность, несмотря на то что были созданы десятилетия назад. Кроме этого, есть еще продукция компании Bang & Olufsen: четкие ровные линии также могут стать предметом вдохновения для разработчика дизайна авто­мобиля.
Кардинальное изменение произошло в 1984 году, когда Volvo представила Volvo 740. Впервые за 20 лет салон автомобиля стал вы­разительным. Салон по-прежнему был функциональным, однако те­перь центр внимания сместился в сторону дизайна.
С тех пор разработка салона стала приоритетным направлени­ем. С выходом каждой новой модели стиль Volvo совершенствовался, линии становились чище, преобладали светлые тона, а салон в целом приобретал требуемую гармонию.
Пожалуй, было лишь одно исключение. Производство Volvo 850 на­чалось в 1991 году, и эту модель можно было охарактеризовать как «шаг назад» в плане дизайна салона. Это был первый переднеприводный Volvo — мощный автомобиль, ориентированный на водителя, практикую­щего динамичную езду. Поэтому автомобильная пресса в первую очередь расхваливала технические параметры новой модели. Главная тема зву­чала примерно так: «Наконец Volvo смогла создать автомобиль, которым приятно и удобно управлять». Салон автомобиля был ориентирован лишь на водителя. Панель приборов в Volvo 850 напоминала приборы управле­ния в кабине самолета.
Хосе Диас де ла Вега (3os Diaz de la Vega), руководитель стратеги­ческого дизайна Volvo Cars, а также разработчик салонов автомобилей Volvo, охарактеризовал салон Volvo 850 как «визуальное засорение».
Все средства управления, которые требуют внимания водителя, расположены хаотично в противовес требуемой гармонии.
Главная задача проектировщика салона заключается в обратном — необходимо обеспечить чистоту форм. Хосе Диас считает, что в авто­мобиле водитель должен чувствовать себя умиротворенно и без труда понимать информацию, поступающую с приборов автомобиля.
Изучая процесс совершенствования панели приборов и централь­ной консоли можно отметить очень интересные тенденции, на разви­тие которых ушли годы. В первых автомобилях панель приборов пов­торяла форму капота — элегантные, округлые линии. Для отделки са­лона использовались естественные материалы. В основном это было дерево, ткани на шерстяной основе и кожа. Из приборов можно было увидеть разве что круглый циферблат спидометра. Центральная кон­соль еще не была изобретена. Округлые формы применялись до 30-х годов, и затем от них отказались, как только капот автомобиля приоб­рел плоскую форму. Количество приборов увеличивалось, и они раз­мещались по относительно плоской панели приборов.
В конце 40-х появляется новая форма, которая со временем ста­нет практически торговой маркой Volvo. Это — трапеция. Впервые та­кая форма была реализована в модели PV444, когда большой круглый спидометр вышел за пределы верхней кромки панели приборов.
В течение нескольких лет дизайнеры Volvo работали над нужны­ми формами. В Volvo Amazon (серия Р120) спидометр был обрамлен в форме трапеции, т. е. это была форма четырехугольника без парал­лельных боковых линий. Сам спидометр располагался горизонтально, что представляло собой революционную находку в 1956 году. Рулевое колесо также получило характерный для Volvo дизайн: четыре спицы, размещенные в форме трапеции.
В то время в салоне уже были реализованы системы безопаснос­ти. Козырек панели приборов был выполнен из пористого материала, что позволяло снизить вероятность травмы головы в случае столк­новения. Однако от трапециевидных форм решили отказаться, когда создавалась новая серия 140. Ровные линии кузова повторялись в са­лоне автомобиля. Для этой модели было предложено трехспицевое рулевое колесо, но кроме этого добавилась центральная консоль, ко­торая отличалась точными четырехугольными формами.
В 1966 году на рынок выходит Volvo 144. Два года спустя появля­ется более престижная модель Volvo 164. С 1970 года дизайн панели приборов модели 164 приобретает форму трапеции. Это был роскош­ный автомобиль с множеством приборов, переключателей и кнопок управления.
В Volvo 164 центральная консоль почти слилась у основания с на­польным туннелем, но лишь «почти». Полностью центральная консоль была объединена с консолью, проходящей по центру пола автомобиля, в Volvo серии 240, который появился в 70-х годах. Панель приборов была практически четырехугольной формы с ровными сторонами, од­нако трапеция просматривалась в форме центральной консоли. Руле­вое колесо вновь приобрело четыре спицы.
В 80-х произошел возврат к трапециевидной форме панели при­боров, а центральная консоль полностью слилась с напольным тунне­лем. В моделях серии 700 средства управления были сгруппированы, они разместились ближе к водителю на центральной консоли.
В Volvo 960 и 850 (модели 1990 и 1991 годов) центральная кон­соль развернулась к водителю, напоминая структуру расположения приборов в кабине самолета.
Развитие и совершенствование технических решений привело к созданию дополнительных переключателей, рычажков и кнопок. «Визуальное засорение» стало реальным фактом, но дизайнеры Volvo стремились к совершенству.
В 1992 году был показан концептуальный автомобиль ЕСС, позво­ливший немного заглянуть в будущее. В концепте ЕСС предлагались не только технические новинки, но и новые тенденции в дизайне. Стиль концептуального автомобиля положил основу новому языку дизайна Volvo, который актуален и по сегодняшний день, причем это применимо как для дизайна кузова, так и салона. Приборы и средства управления были собраны вместе и расположились как можно бли­же к водителю, оставив максимально незанятые поверхности вокруг пассажира на переднем сиденье. Трапециевидная форма козырька над панелью приборов практически заслонила рулевое колесо, кото­рое теперь было невозможно рассмотреть извне. Плавными линиями панель приборов переходила в центральную консоль и спускалась к напольному туннелю.
Мягкие линии намного лучше воспринимаются, и происходит это не только по причине формы линии, но и благодаря тому, что свет бо­лее равномерно наполняет салон, сглаживая резкие контрасты между темными и светлыми тонами.
Первые шаги по внедрению инноваций, предложенных в ЕСС, были сделаны в 1995 году, когда на свет вышли Volvo S40 и V40. За­тем новый дизайн стал быстро адаптироваться во всех других моделях Volvo. В 1996 году были представлены модели S70, V70, С70, S90 и V90, а в 1998-м вышел совершенно новый автомобиль — Volvo S80.
Volvo S80 представлял собой революционное свершение по мно­гим параметрам, и в первую очередь он заявил о новом языке дизайна компании. Вскоре новый дизайн нашел применение в каждой новой модели Volvo, включая новый V70 (1999), S60 (2000), ХС90 (2001), но­вый S40 и Volvo V50 (2003), а также новый С70 (2005).
В большинстве этих автомобилей центральная консоль повернута в сторону водителя. Исключение составляют V50, новый S40 и новый С70 — в этих автомобилях используется минималистская парящая центральная консоль, представляющая собой достижение максималь­ной чистоты дизайна. Формы этого удивительного элемента интерь­ера автомобиля навеяло известное, ставшее уже классикой, изделие Арне Яакобсен: стул под названием «Муравей», созданный еще в 50-х годах. Этот великолепный дизайн, не утерявший актуальность в наши дни, сочетается с достижениями современных технологий. Панель приборов на центральной консоли выполнена в сверхтонкой форме, напоминая элегантные пульты дистанционного управления фирмы Bang & Olufsen.
Современный руль автомобиля Volvo может быть либо трех-, либо четырехспицевым: четырехспицевый руль отличается элегантностью, а трехспицевое рулевое колесо подходит для автомобилей спортивно­го настроя. Например, в моделях S60 R и V70 R используется трехспи­цевое рулевое колесо.
В 2002 году компания представила модели серии «R», которые во многом напоминают концептуальный автомобиль РСС1 (Performance Concept Car), показанный в 2000 гаду. Помимо мощных двигателей и усиленных шасси но вые модели Volvo получили эксклюзивную отделку салона, включая алюминиевую окантовку ци­ферблатов приборов и обивку из кожи высо­чайшего качества.
Трехспицевое рулевое колесо обтянуто кожей. Более того, на рулевом колесе поя­вилась эмблема Volvo в виде знака железа. Знак железа использовался как символ компании и устанавливался начиная с са­мой первой серийной модели 1927 года. Впервые эмблема Volvo стала устанавли­ваться на рулевом колесе ХС90 в 2001 г. С тех пор на всех моделях Volvo эмблема ис­пользуется на рулевом колесе.
Особый стиль Volvo характерен и для сиде­ний, подголовников, ремней безопасности и де­тских сидений. Удобные сиденья всегда считались важным преимуществом автомобилей Volvo, но раз­работка сидений не стоит на месте. Сегодня сиденья в автомобиле более удобны, чем вчера. А сиденья, которые будут устанавливаться завтра, уже проходят испытания на кон­цептуальных моделях. Например, сиденья, установленные в экспери­ментальном автомобиле Versatility Concept Car в 2003 году, включали пенистый наполнитель Tempur.
Подголовники устанавливались на сиденьях в автомобилях Volvo начиная с конца 60-х. Сегодня форма подголовников Volvo напоми­нает букву «S» — такая уникальная конфигурация, разработанная в 80-х годах, позволяет значительно снизить риск получения травм шеи. Разработка технологии защиты от плетевых травм (WHIPS) в 1998 году способствовала повышению уровня защиты водителя и пассажиров.
Трехточечный ремень безопасности был разработан в Volvo, а так­же и механические натяжители ремней безопасности и детское сиде­нье, устанавливаемое против направления движения.

Volvo была первопроходцем среди автопроизводителей, пред­ложив ремни безопасности. Модель Volvo Amazon поступила в про­изводство в 1957 году: в этом автомобиле в стандартном оснащении устанавливались крепления для ремней безопасности на передних си­деньях. Два года спустя на моделях Amazon и PV544, поставлявшихся в страны Скандинавии, в стандарте предусматривались трехточечные ремни безопасности. Volvo была первой в мире компанией, поставляв­шей серийные автомобили с трехточечными ремнями безопасности в стандартной комплектации.
В 1967 году Volvo выпустила первое в мире сиденье для детей, ус­танавливаемое против направления движения. В это же время стали применяться ремни безопасности для крайних задних сидений. Впер­вые центральное заднее сиденье стало поставляться с трехточечным ремнем безопасности в 1986 г.
В 1990 году выходит Volvo 960 — на этом автомобиле в стандар­тном оснащении поставлялись ремни безопасности с механическими натяжителями на передних сиденьях. На заказ покупатели могли вы­брать подлокотник или встроенное детское сиденье. В этом же году центральное заднее сиденье стало оборудоваться ремнем безопаснос­ти с устройством блокировки.
В 1989 году изобретатель трехточечного ремня безопасности Нильс Болин (Nils Bohlin) получил награду за «Безопасность и со­хранение жизни» в США. Почетная и своевременная награда: трехто­чечный ремень безопасности остается самым важным изобретением, обеспечивающим защиту людей в автомобиле, — в этом не может быть никаких сомнений.

Новое на сайте
Полезные советы
  • Не допускайте, чтобы автомобиль долго находился в воде, уровень которой превышает пороги, так как это может стать причиной неисправности в электрической системе автомобиля. Если двигатель заглох в воде, не пытайтесь его запустить. Отбуксируйте автомобиль из воды.